MySite
Главная | RSS
Меню сайта
.: Сайт :.

Разделы новостей
Последние новости [29]
на главной странице - последние новости из мира ГП!
2 жизнь - grimmo12.ru [7]
2 Жизнь - Конкурсы и развивать свою Ролевую игру вселенной Гарри Поттера ! :)
Наш опрос
Перед выходом Даров Смерти, я:
Всего ответов: 104
Главная » 2015 » Март » 20 » На чём основаны рассказы о Гарри Поттере, мифы, легенды.. ЧАСТЬ 2
На чём основаны рассказы о Гарри Поттере, мифы, легенды.. ЧАСТЬ 2
16:27

Метафизика Гарри Поттера ЧАСТЬ 2

Главная тайна «Гарри Поттера» состоит в том, что за видимым, событийным пластом определенная пра-мифология. Фон реальности, который стоит за колдовским антуражем, кратко можно обозначить как «мифология Хогвардс». Когда выйдут все семь книг о Гарри Поттере, можно будет судить более обоснованно. Но даже на стадии четвертой книги в тексте попадаются осколки целостного мировидения. Есть некое протособытие. Это смерть родителей Гарри и неудавшееся убийство Вольдемортом самого мальчика. Почему Вольдеморт не смог уничтожить Гарри? Ответ дает сам Вольдеморт в четвертой книге: потому что мать Гарри погибла, пытаясь его спасти, пожертвовав собой. «Его мать оставила на нем след своей жертвы... Это очень древняя магия, и я должен был вспомнить... глупо было не подумать об этом...» (С. 591). Что это за «древняя магия»? О, да это же не что иное, как Распятие Христа! Оказывается, Жертва Христа – это просто один из видов магии. К тому же подразумевается, что ему можно противостоять: «Я должен был вспомнить, глупо было не подумать об этом». То есть, если бы Вольдеморт вовремя вспомнил об этой «древней магии», он бы применил соответствующее заклинание, и Гарри был бы убит. Кстати о заклинаниях. Оказывается, есть такое заклинание, которому невозможно противостоять. Оно называется «Авада Кедавра»[48] - заклинание смерти. Как раз его-то и применяет Вольдеморт, чтобы уничтожить своих врагов. С одной стороны, утверждается, что этому заклинанию противостоять невозможно (читай: противостоять злу невозможно), с другой - что ему можно сопротивляться с помощью «жертвенной магии», но на эту попытку сопротивляться есть другие заклинания, применить которые Вольдеморт просто не сообразил (читай: зло все равно побеждает).

Многие западные интеллектуалы, называющие себя христианами, находят параллели между Гарри Поттером и самим Господом Иисусом Христом: как и Христос, принесший Себя в Жертву за грехи людей, Гарри рискует собой, чтобы спасти своих друзей и вообще всех людей на Земле, для этого он считает своим долгом во что бы то ни стало остановить Вольдеморта. Действительно, это его желание похвально. Однако для нас вопрос не в том, какие христианские мотивы можно найти в историях о Гарри (в любой книге с более-менее сложным сюжетом, созданной в ареоле христианской культуры, можно найти христианские мотивы), а в том, какое значение вкладывала писательница в тот или иной поворот сюжета, в ту или иную символику. Проследим, например, причудливые аллюзии в четвертой книге «Гарри Поттер и Кубок Огня». Прообразом Огненного Кубка, очевидно, выступает Святой Грааль (Чаша, из которой, согласно первой версии, причащались Апостолы во время Тайной Вечери, или куда, согласно второй версии, была собрана Кровь Спасителя во время Его мучений на Кресте). Как и та Чаша, Кубок сделан не из металла, а из дерева. После того, как с помощью Кубка Гарри переносится на кладбище к Вольдеморту, совершается жертвоприношение юного мага, его крови причащается Вольдеморт, чтобы обрести вечную жизнь. Получается, правы западные интеллектуалы: Гарри напрямую можно уподобить Христу. Только вот неувязочка: эффект от этих причащений разный (не говоря уже о том, что проведение подобной параллели кощунственно). Христиане, достойно причащаясь Святых Даров, обретают жизнь вечную в Царствии Небесном, а кровь Гарри Поттера способствует только умножению беззакония, Вольдеморт (прообраз диавола, чего не отрицает и сама Роулинг) с ее помощью возрождается в новом теле и получает еще большее могущество.

Несомненно, Вольдеморт – это воплощение зла в чистом виде. Роулинг нельзя обвинить в том, что она придает Вольдеморту привлекательные черты. Иначе бы с книгами про Гарри Поттера было бы сразу все всем ясно. Нет, она поступает умнее. По ее замыслу, Вольдеморта невозможно уничтожить. Дамблдор, успокаивая Гарри после его первой битвы с Вольдемортом, говорит: «Пусть ты всего лишь на какое-то время отдалил его приход к власти, но в следующий раз найдется кто-то другой, кто готов будет сразиться с ним. И это несмотря на то, что наша борьба против него кажется заранее проигранной. А если его возвращение будет отдаляться все дальше и дальше, возможно, оно никогда не будет властвовать»[49]. Окончательно победить зло невозможно, утверждает Роулинг, оно перманентно присуще миру, его воцарение можно лишь оттянуть на какое-то время, и каждый человек доброй воли должен приложить все усилия, чтобы зло не победило в ту эпоху, в которой он живет. Так или иначе, но Вольдеморт всегда выходит победителем. Перефразируя свт. Николая Сербского, можно сказать, что Вольдеморт побеждает уже самим своим присутствием. А кем считает себя сам Вольдеморт? Повелителем мира. Князем мира сего. У него большие амбиции (как мы помним, его цель - добиться бессмертия), он хочет «победить смерть». В сущности, Вольдеморт является «обезьяной Бога» - истинного Победителя смерти. Знаменательно, что имя Вольдеморта нельзя произносить вслух (обычно «Вольдеморт» заменяют на эвфемизмы типа «Тот-Имя-Которого-Нельзя-Называть» или «Сами-Знаете-Кто»). В первую очередь это связано с популярной оккультной идеей о том, что знание подлинного имени человека или предмета дает над ним неограниченную власть[50]. В «Гарри Поттере» Вольдеморта не боятся называть по имени лишь те, чья сила соизмерима с силой злого мага-узурпатора (в первую очередь Дамблдор и Гарри). Но данный феномен имеет прототип и в реальной религиозной практике: как известно, в иудаизме собственное имя Бога (тетраграмматон YHWH) не произносится в его исконном звучании («Яхве») и заменяется «эвфемизмами» (полученными с помощью подстановки огласовок других слов, обозначающих Бога, в YHWH). Сами иудеи объясняют эту традицию необходимостью в точности следовать заповеди Бога не произносить Его имени всуе и иными благочестивыми соображениями. Применительно к «метафизике ГП» такой прием призван подчеркнуть всемогущество Вольдеморта, а точнее, зла на Земле. Зло и добро в «Гарри Поттере» при внимательном рассмотрении оказываются равноправными (зло даже, как мы попытались доказать, перевешивает, потому что чистое добро в его подлинном христианском понимании в книгах не представлено), а то и относительными понятиями. Есть просто некие «силы», которые можно использовать во зло или во благо. (Диалог Дамблдора и МакГонагалл из первой книги: Дамблдор: «Вольдеморт обладал такими силами, которые мне неподвластны». МакГонагалл: «Только потому, что вы слишком... слишком благородны для того, чтобы использовать эти силы»[51]). Это также старинная оккультная идея[52]. Наиболее четко ее выражает Вольдеморт устами зомбированного профессора Квиррелла: «Добра и зла не существует, есть только сила, есть только власть, и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к ней…»[53].

Поттероманию можно сравнить с толкиенутостью. Многие толкинисты очень скоро переходят от теории к практике, т.е. к оккультизму и магии, но толкинизм - это занятие прежде всего для интеллектуалов с определенным складом ума и характера (в обязанности «настоящего» толкиниста входит знание нескольких иностранных языков (желательна английская спецшкола); осведомленность в скандинавской, валлийской, древнегерманской и иных мифологиях; умение петь, танцевать, рисовать, сочинять; спортивное ориентирование; сценическое искусство и т.д.). Поттероманию же можно кратко обозначить«ширпотребом». Она универсальна и не требует никаких особых усилий (многим фанатам достаточно надеть мантию и нацепить на нос круглые очки – и ты уже Гарри Поттер). В мире Толкиена противостояние добра и зла очевидно. Если толкинист считает себя, например, т.наз. «темным эльфом» (негативный оттенок у темных эльфов появился, кстати, после Толкиена, в результате распространения апокрифов) или орком, то он прекрасно осознает, на какую сторону он становится или хотя бы то, каким он может выглядеть со стороны (если в свое оправдание он принимает какую-нибудь из гностических или оккультных концепций типа «без тени нет и света»). В мире Роулинг границы света и тьмы расплывчаты, они существуют как бы для «внешних», в сущности же своей добрые и злые герои мало чем отличаются друг от друга.

Каковы цели героев «Гарри Поттера»? Цель Вольдеморта и его приспешников ясна: это власть над миром, это, как утверждает сам Вольдеморт[54], «победа над смертью», достижение бессмертия. А какую цель ставят перед собой т.наз. «добрые волшебники»? Об их целях в книгах ничего не говорится. Впечатление такое, что цель их существования вообще отсутствует. Совсем как в современном мире за окном: живи и наслаждайся жизнью. Колдовство поможет тебе прожить жизнь интереснее и увлекательнее. Оно существенно упрощает работу (подобно современным чудесам техники). Магические вещи сделают все за тебя! Труд (заповедь Божия) отменяется! Весь труд сводится к умственной деятельности, грубо говоря, к зубрежке заклинаний. Да здравствуют развлечения! Да здравствует квиддич!

Как мы уже замечали, Роулинг часто меняет знаки «плюс» и «минус» местами. Еще один пример – препятствия, которые Гарри должен преодолеть на пути к месту, где должен быть спрятан философский камень[55]. На определенном этапе Гарри и его друзья должны сыграть в волшебные шахматы. Шахматные фигуры посредством магии оживают и начинают выполнять команды юных героев. Троица неразлучных друзей играет черными фигурами. Происходит настоящее сражение, во время которого, например, белая королева сбивает на пол и стаскивает с доски бездыханным рыцаря-конника. Гарри, Рон и Гермиона потрясены, «но не неожиданностью случившегося, а жестокостью расправы»[56]! Белые фигуры у Роулинг «безжалостны» и у них, «в отличие от черных, отсутствуют лица»[57]. Снова «перевертыш»: добро и зло, белое и черное поменялись местами.

Часто встречающийся оккультный мотив «Гарри Поттера» - жертвоприношение. Во время упомянутой магической партии в шахматы Рон «жертвует» конем. К концу игры у доски лежит «целая гора неподвижных черных тел». Много жертвоприношений совершается во второй книге, но своей кульминации жертвоприношение достигает, конечно, в четвертой, самой «взрослой» книге, когда в жертву приносится сам Гарри Поттер. При этом Роулинг соблюдает все условия классического человеческого жертвоприношения[58]: обязательным атрибутом являются веревки, связывающие жертву и свежая кровь мальчика-первенца.

Однако, несмотря на обилие в текстах оккультных моментов, атмосфера книг про ГП на удивление материалистическая. Бог упоминается во всех четырех книгах всего один раз (в словосочетании типа «Рождество Господа»). Особенно заметно это на английском материале, так как на русский многие выражения (и даже предложения, см. об этом сайт «Добьемся достойного перевода» http://tolmachi.by.ru) Роулинг были переведены, мягко сказать, вольно. (При этом были использован, в частности, глагол «молиться», которого в английском оригинале нет). В бессмертие души Джоан Роулинг, очевидно, не верит: например, в 34 главе четвертой книги рассказывается, как из волшебной палочки Вольдеморта в результате магических пассов Гарри появляются, по всей видимости, души убитых Вольдемортом людей. Слово «душа» Роулинг ни разу не использует. Характерное описание этих «субстанций» таково: «призрак или тень - неважно, что это было»[59] («his ghost, or his shadow, or whatever it was»). В воскресение тел писательница не верит тоже: «Никакое заклятие не может оживить покойника», - «тяжело замечает» Дамблдор[60] в ответ на надежду Гарри, что «тени», вылетевшие из волшебной палочки Вольдеморта, могут оживить тела.

 

Подведем итоги. У Роулинг тщательно продумано, какое место в тексте занимает тот или иной символ. В одном из интервью[61] она говорила, что продумывала свои книги на протяжении пяти лет. «Гарри Поттер» был ее «навязчивой идеей (подсказанной, несомненно, «обслугой левого плеча»), от которой она могла избавиться только перенеся ее на бумагу. Писательница разработала сложную структуру образов, построив систему нескольких защит (детская сказка, фэнтези, литературный дайджест, поверхностное морализаторство, карикатура на феномены реального мира, такие как бюрократия и политкорректность, и только потом подлинная люцеферическая глубина[62]), скрыв истинные идеи «Гарри Поттера» от профанов. После «Гарри Поттера» люди (не только дети, но и взрослые) перестают сомневаться в том, что магия и колдовство действенны на самом деле. Примеров тому множество, достаточно привести характерное высказывание (с форума Avvadon[63]): «Спасибо за ссылку. Прочел все книги. Мне понравилось. Вижу в этом и других подобных произведениях (типа Толкиена и всего направления фентези), знак того, что магия возвращается в этот мир. Через подобные произведения наше сознание готовится к тому, что магия в нашем реальном мире - вещь вполне возможная. Сказать честно, я в это совершенно не верил почти до 25 лет. Эта же установка есть и у многих моих знакомых по сей день. Думаю, неверие в магию и прочие неосязаемые до поры до времени вещи создавалась искусственно задолго до нашего рождения (с помощью той же инквизиции), чтобы направить цивилизацию по техногенному пути развития».

«Гарри Поттер» стоит особняком среди других литературных произведений нашего времени. Да, в других волшебных сказках и фэнтези также можно встретить оккультно-магическую символику, но «Гарри Поттер» страшен тем, что здесь сказка спуталась с реальностью: эзотерические символы оживают и приходят со страниц этих смертельно опасных книг в каждый дом.

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ ТУТ..

 

Категория: 2 жизнь - grimmo12.ru | Просмотров: 1813 | Добавил: Virus | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта, Реклама
Статистика

Всего Online: 1
Маглов: 1
Волшебного народа: 0

Права на оригиналы by Master Shen' © 2024 Ничто не может быть скопировано с этого сайта без разрешения Master Shen'- Администрация сайта Хостинг от uCozV1T.RU